Господи,  прости нас грешных!

 

Прости нас, в глухом беспамятстве

 

растоптавших и предавших забвению

 

Святыни предков наших.

 

Прости нас - озлобленных, жестоких и

не помнящих родства.

 

Да оживут церкви и храмы Твои,

 

И да восстановится связь времен,

 

И да наполнятся светом и любовью

Души людей.

 

Да возгорится свеча всей Русской земли.

 

Аминь.

 

Св. митрополит Пётр.

 

        Когда-то, в далекую старину, местность где стояло древнее село Муромцево называлась волостью Воря, а чуть позже станом Воря и Корзенево. Впервые волость Воря упомянута в Духовной грамоте (завещании) великого князя Ивана Даниловича Калиты от 1339 года. Как раз в это врем из Ростова Великого в соседнюю с Ворей волость Радонеж переселяется семья будущего великого русского подвижника Сергия Радонежского. И, хотя основанный Преподобным Троице-Сергиев монастырь от волости Воря расположен примерно в двадцати верстах, большинство средневековых поселений волости на долгие времена духовно и материально были связаны со знаменитым монастырем.

 

            В средневековой Руси было принято на помин души своих родственников жертвовать монастырям какое-нибудь имущество. Григорий Федорович Муромцев в 1446-47 гг. передал Троице-Сергиеву монастырю на помин своих родителей в волости Воря село Муромцево-Никольское «з деревнями, и с пустошми, и с лесом, и с пожнями.... ». К Муромцево было приписано 5 сел, 5 селец, 27 деревень и 56 пустошей, в том числе Болсуново, Ряполово и др. Всего в округе Муромцева 189 крестьянских и 33 прочих (поповских, монастырских и др.) двора и две мельницы (Писцовые книги Московского государства XVI в. отд. 1, СПб. 1 1872, с. 72 -77.).

За 200 прошедших лет с момента первого письменного упоминания о Муромцеве как о сельце (в 1393 г.) к концу XVI в. оно превратилось в административно-территориальную единицу — село, с приписанными немалыми людскими и земельными ресурсами для исчисления податей. Изменился и землевладелец. Ранее Ворские владения считались дворцовыми (духовная грамота Ивана Калиты). Земли принадлежали князю, наследникам или пожалованы в вотчину иным лицам (придворным вельможам, боярам и т.п.) — (из книги Б.С. Босника «Красноармейск и его окрестности»).

 

Уже в те времена в Муромцево имелся деревянный храм, посвященный святителю Николаю Чудотворцу. Оттого село и имело второе название – Никольское. Писцовая книга 1624 года дает очень упрощенное, но весьма четкое описание церкви Николая Чудотворца: «Село Муромцево на речке на Плаксе, а в нем церковь Николы Чудотворца древян клецки, в нем образы и свечи и книги и на колокольнице колокола и всякое церковное строение Живоначальной Троице-Сергиева монастыря». 

Писцовые и переписные книги сохранили некоторые имена священников, служивших в Никольской церкви с. Муромцево. Кроме  Архипа Иванова и его сына Андрея Архипова священниками были Прокофий (упом. в 1646 г.), Иван Михайлов (упом. в 1704 г.) и его сын Яким Иванов (упом. в 1725 г.).

В 1840 г. в Муромцево был построен новый большой кирпичный храм, в обычном для XIX  в. стиле классицизма. Строился он, в том числе, и на пожертвования прихожан, которыми являлись все местные крестьяне, приписанные к приходу.

 

 

Из книги М.М. Мироновой «Живая летопись Красноармейска: от села Муромцево до наших дней»:

 «Cело наше возвышалось на взгорье: на самом высоком месте — церковь. На колокольной башне было семь колоколов: один большой — главный, по два малых слева и справа от большого и еще два маленьких с обеих сторон венчали как бы полукруг.

Перед началом праздничной церковной службы совершался благовест. Когда колокольный звон разносился по округе, а было это в дни прихода верующих в церковь, то все видимое в эти дни как бы преображалось. По особому торжественно воспринимался звон, когда основному, большому колоколу вторили малые колокола. Таких торжественных дней было не так много в году: Благовещенье, Пасха, Троица, Николин день — это престольный праздник в селе. По обычным воскресным дням звонили только в большой колокол. В праздничные дни доставали сельчане из сундуков свои лучшие одежды, наряжались и, забыв об усталости, шли к Богу».

С 1863 года священником храма был Петр Алексеевич Розанов, закончивший Вифанскую духовную семинарию. В 1867 году у отца Петра Розанова здесь родился сын Николай. В 1886 г. Николай Петрович также, как и его отец, окончил Вифанскую духовную семинарию; в 1890 г.  был рукоположен в диаконы, а в 1904 г. — в священники. С 1928 года он назначен настоятелем  Никольского храма с.Муромцево.  Николай Розанов по доносу был арестован , а 7 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Николай Розанов был расстрелян 4 июля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. Уже в наше время отец Николай был канонизирован как священномученик.

Из книги М.М. Мироновой: «Вторая половина села Муромцево просуществовала на своем месте все военные годы и потом, до 1951 года, и все эти годы действовала церковь. Настоятеля храма отца Николая Поспелова сменил  перед войной  отец Владимир Тростин, родной брат отца Евгения Тростина — известного и почитаемого местными православными людьми священника Спасской церкви села Петровское».

 

Запомнились православным в тяжелые дни Великой Отечественной войны слова протоиерея Владимира Тростина: «Мы исповедуем православную веру, благодарим Господа за то, что Он в новых условиях нашей жизни помогает нам стать истинными христианами. Сколько бы не уверяли нас немцы в том, что они – рыцари «крестового похода», идущие против большевистского безбожия, мы никогда не поверим им, потому что в их жестоких и позорных деяниях мы совершенно не видим и не чувствуем милующего Христа. Русский верующий народ продолжает, вопреки уверениям немцев, получать свою духовную пищу в Церкви Православной – в ее богослужении, в священных обрядах и Таинствах, в ее праздниках, – и он нутром своим чувствует фарисейскую, даже демоническую ложь фашистских уверений и отвергает их. В наших храмах мы будем умолять Господа, дабы Он помог нашему воинству во мнозем дерзновении и мужестве победить врагов и отогнать их от пределов Российских. Мы будем молиться герою ледового побоища, нашему святому Александру Невскому, чтобы он пришел на помощь своему родному народу и помог побороть борющихся с нами. Отправляясь в бой с врагами, он сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Так и мы, все русские люди, молясь о победе над фашистами, будем говорить: «С нами Бог и Его святая правда, и мы победим!»

 

 «Сегодня село Муромцево стерто с лица земли. О нем напоминает лишь храм за оградой с колючей проволокой, а вернее то, что от него осталось. Нет сегодня и деревень с названиями Коськово, Лукьянцево, Ряплово, Кресты, которые находились за Муромцевым в северо-восточном направлении. Повезло лишь селу Петровское, оказавшемуся поюжнее. Это красивое, старинное село, в нем стоит изящная, чудом уцелевшая Спасская церковь, построенная в 1828 году, восстановленная и действующая ныне. Старожилы говорят, что Муромская (Никольская) церковь была великолепна, чем-то похожа на Петровскую. ..(из книги Б.С. Босника «Красноармейск и его окрестности»).

 

 

 

22 мая 2010 г., в день памяти Святителя Николая, в Никольском храме с. Муромцево впервые за долгие годы после его закрытия Благочиннымй церквей Ивантеевского района протоиереем Иоанном Монаршеком был отслужен первый водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю.

В Богослужении принимали участие: директор НИИ «Геодезия» Александр Васильевич Вагин, представители духовенства Ивантеевского благочиния, члены православной общины прихода Никольской церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня в каждый православный праздник здесь совершаются богослужения,  храм  постепенно восстанавливается.

Никольский храм с.Муромцево  приписан к Ильинскому храму с. Барково.

Телефон настоятеля 8-915-194-83-25. Священник Сергий Поперечный

 

 

 

 

Использованы материалы с сайта Ивантеевского благочиния Московской епархии.