Несколько американских боевых самолетов совершат перелеты в Россию по маршруту знаменитых американских воздушных конвоев времен Второй мировой войны.

В середине июля из США в Россию совершат полеты самые знаковые самолеты, которые поставлялись СССР по ленд-лизу. Вылет с Аляски планируется 20 июля. В полете, в частности, примут участие фронтовой бомбардировщик Б-25, названный в честь американского генерала Билли Митчелла, и два транспортных самолета Douglas DC-3.

Полетит также истребитель Bell P-39 «Аэрокобра». На таком летал знаменитый советский летчик Александр Покрышкин. В своей книге он с восхищением отзывался о «мощном вооружении» американского самолета. Это не просто красивые слова: на этом самолете Покрышкин сбил 48 немецких самолетов.

Американские и российские летчики, среди которых будет и экс-главком ВВС Петр Дейнекин, собираются повторить маршрут Аляска — Сибирь, проложенный в 1942 году из города Фэрбанкса на Аляске в Красноярск. Они совершат несколько остановок в Якутске, Анадыре и Братске и приземлятся на авиасалоне МАКС, который пройдет в Москве в конце августа.

Известно, что во время войны американские летчики поставили СССР почти 8 тыс. боевых самолетов, на которых воевали летчики Красной армии. Всего в СССР в годы войны 20% самолетов было американского производства. Поставки американской военной техники внесли существенную роль в победу Красной армии над нацистами. Общая сумма ленд-лизовских поставок в СССР оценивается в $11,3 млрд.

Идея повторить маршрут Аляска — Сибирь в год 70-летия Победы возникла как частная инициатива российской компании «Русавиа»: она занимается экспортом запчастей для самолетов, а также реставрацией военной техники времен войны.